Презентация сказок - шумелок
03 марта 2021
«Сказка – «шумелка»
как форма театральной деятельности
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте.
Сказки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей.
Далеко не каждому человеку от природы дано петь, танцевать, с выражением читать стихи. Не у каждого абсолютный музыкальный слух. А вот шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании.
С помощью занимательных сказок – «шумелок» дети познакомятся с детскими музыкальными инструментами (и не только),вспомогательными материалами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
Сказки - «шумелки» - это чтение сказок на фоне шумового оформления. Это очень занимательный, а главное, эффективный вид музыкально-игровой деятельности, основанный на соединении литературного жанра и игры на инструментах детского музыкального оркестра. Игра на детских шумовых инструментах развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Цель: развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребности детей в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Задачи: Развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное мышление, познавательный интерес.
Развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных - в процессе озвучивания сказки.
Развивать у детей слуховое восприятие, умение выделять различные качества звуков, сравнивать их.
Закреплять названия музыкальных инструментов и знакомить детей с новыми самодельными инструментами и приемами звукоизвлечения.
Развивать слухоречедвигательную координацию.
Формировать навыки общения в совместном музицировании и игровой деятельности взрослого и детей. Стимулировать ситуативно-личностное общение ребенка со сверстниками.
Вовлечь родителей в совместное творчество с ребенком – дать творческое задание на то, чтобы самостоятельно сделать и оформить шумовой музыкальный инструмент.
ПРОВЕДЕНИЕ:
Сказочки или истории должны быть выучены взрослым почти наизусть.
Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Обеспечь благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, чтобы и ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
Во время рассказа чаще глядите детям в глаза. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
Сказка-шумелка «Зима в лесу»
Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму (бегать пальцами по барабану)
А белочки прыгали по веткам, собирая шишки (кастаньеты)
И вот с неба стали падать снежинки (удары палочкой по металлофону )
Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок (удары по треугольнику)
Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы (шуршать бумагой)
У всех было много еды: белки грызли орешки (удары деревянными ложками)
Сказка «Медедь»
«Шел однажды медведь по лесу (барабан).Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат (расчёска). Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить (расчёска). Завыл медведь, застонал.(голос).еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит: (барабан).
–Вот уж я вас!
Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!
Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый (барабан) сук (тёрка)и начал его пилить.
Летела мимо птичка-синичка (дудочка).
- Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.
- Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит. (терка).
Скакала по веткам белочка: (шумовой колокольчик).
- Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!
- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит (терка).
Пробегал мимо олень: (трещётки).
- Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!
Не слушает медведь никого, знай себе пилит (тёрка).
Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.
Тут мимо ворона пролетала и каркнула: (голос).
- Ой, упал медведь!
Сук (смять стаканчик пластиковый) обломился и рухнул.(барабан) Упал медведь с дерева. Все бока отшиб. Заплакал, застонал. (голос).
- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.
Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали:
- Никогда не пили сук, на котором сидишь!»
Сказка «Зима в лесу»
Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая запас на зиму. (стучим пальцами по барабану или коробочке).
А белочки прыгали по веткам, собирая орешки (трещётка или деревянные ложки).
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. (удары по металлофону).
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок (удары по треугольнику) Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, Мыши попрятались в свои норки, и делали себе гнездышки из травы. (шуршим пакетом или бумагой).
У всех было много еды. Белки грызли орешки, (трещётка или деревянные ложки).
Мышки грызли зёрнышки (проводим палочкой по рубелю).
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками (проводим палочкой по рубелю или гофрированному картону).
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел холодный зимний ветер. (дуем в бутылку).
Но белочкам было тепло в гнездах, (щелкают языком).
А мышкам было очень хорошо под снегом в маленьких тёплых норках. (Имитируют мышиный писк).
«Заяц – трусишка»
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (шуршим бумагой или пакетом).
Испугался заяц, и бежать (стучать быстро по барабану, или используем деревянные ложки).
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (стучим палочкой по деревяшке).
Бросился заяц бежать (стучим быстро по барабану, или используем деревянные ложки).
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. (натягиваем ткань).
Побежал заяц из леса к речке (стучим быстро по барабану, или используем деревянные ложки).
А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду (проводим палочкой по ксилофону, или шлёпаем ладонями по ногам).
Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так, и смело поскакал обратно в лес(стучим медленно по барабану, или используем деревянные ложки).
«Курочка ряба»
Жили- были Дед да Баба МЕТАЛЛОФОН
Да была у них курочка Ряба: «Кудах-тах, тах, Кудах-тах,тах» (голосом)
Снесла курочка яичко,
Да не простое, ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
а золотое. УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ
Дед бил, бил-не разбил, ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ
Баба била, била -не разбила. ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ
Мышка бежала, КОЛОКОЛЬЧИК
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ
Плачет дед, ТРЕУГОЛЬНИК
Плачет Баба, ТРЕУГОЛЬНИК
А курочка кудахчет: «Кудах-тах, тах, Кудах-тах,тах»
(голосом)
Не плачь, Дед, ТРЕУГОЛЬНИК
Не плачь, Баба! ТРЕУГОЛЬНИК
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое, УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ
а простое! ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
Сказка «Пых»
Жили-были дед да бабка. И была у них внучка Машенька. Дед мастерил, молотком стучал (стук) и пилой пилил (расческа).
Бабка пол подметала (щетка) и пыль вытирала (вытирает).
А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала (ксилофон).
Вот как-то Машенька и говорит: «Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!» Дедушка и пошел в огород. Сначала по полу (барабан), потом по камушкам (ксилофон), потом по травке (мешочки).
Подошел дед к грядке, вокруг тихо, только пчелки жужжат (ж-ж-ж-ж) и комарики пищат (писк).
И только хотел дед ягодку сорвать, вдруг кто-то на него как фыркнет (трем ладошку о ладошку).
Дед испугался и домой побежал (мешочек – ксилофон – барабан).
Прибежал домой и говорит: «Я ягод не принес. Там в огороде какой-то страшный Пых сидит!» Тогда Машенька бабушке говорит: «Бабушка, принеси мне ягод, пожалуйста!» Бабушка и пошла в огород (барабан – ксилофон – мешочки).
Остановилась у грядки – вокруг тихо, только пчелки жужжат (ж-ж-ж) и комарики пищат (з-з-з).
И только хотела бабушка ягодку сорвать, вдруг кто-то на неё как зафыркает (ладошки).
Бабушка испугалась и домой побежала (мешочки – ксилофон - барабан).
Прибежала и говорит: « Я ягод не принесла. Там в огороде какой-то страшный Пых сидит!». Тогда Машенька говорит: «Раз вы такие бояки – я сама пойду».